"Свой путь"

Спелеологический клуб

Анонс новостей

1979 год 15 августа 1979 года, Ж. Ф. Пернет открывает новую интересную пропасть - БУ-56. Эта пещера имеет и более романтичное...
Спелеологический клуб "Свой путь" в период с 1 по 11 мая проводит очередную исследовательскую экспедицию в пещеру Нахимовская. В экспедиции...
Результаты Первого этапа Чемпионата Украины по спелеотехнике...
В новостях спорта на канале ТРК Киев 20 марта 2014 года вышел сюжет про Первый этап Чемпионата Украины по спелеотехнике.
Первый этап Чемпионата Украины по спелеотехнике. Кубок «Свой Путь» Планета Земля. Украина. Киев. Подол. Наблюдается высокая активность молодых, спортивного вида, людей,...
Joomla! Україна

АЗИЯ ЖДЕТ…

Перламутровые (это наша подземная четверка)
1) Русских Иван
В - Леха, какие 380????
Л- Сейчас перезагружу лейку
В - Все окей, Ванька пиши 400
Кажется приехали, пора на поверхность из холода к солнцу.

С 1 по 21 августа 2016 успешно прошла очередная экспедиция по изучению карстовых массивов хребтов Ходжа-Гур-Гур-Ата и Чульбаир, находящихся в Байсунском районе Сурхандарьинской области на юге Узбекистана. Экспедиция организована Екатеринбургским городским клубом спелеологов (СГС) и Ассоциацией спелеологов Урала (АСУ). В экспедиции приняло участие 26 человек из разных городов России (Екатеринбурга, Оренбурга, Челябинска, Миасса, Губахи, Казани, Самары и Нижнего Тагила), а также спелеологи из Украины и Италии.

Я давно хотела поехать в Азию… но несколько лет подряд уезжала в другие экспедиции. В этом году все-таки решилась и купила билеты. Лететь придумала из Питера в Екатеринбург, чтобы оттуда уже вместе с основной частью группы лететь в незнакомую и такую далекую страну 1 Решив все проблемы погрузки груза в самолет мы долетели до Ташкента, где нас уже ждала машина до Самарканда. Мне очень понравились все эти названия, красиво звучат . В Самарканде мы поселились в кемпинге с “бассейном”. Иногда в нем купались наши ребята, иногда местная собака с мячиком. 2Пора было идти за продуктами и просто прогуляться и посмотреть город. Интересно же как ту все устроено. Нам на 150 долларов выдали мешок местных денег и мы отправились на поиски приключений. 34
Самарканд оказался очень красивым и цивилизованным городом, чего не скажешь в дальнейшем о других маленьких городах. 5.6
Все транспортные мешки упакованы, рюкзаки собраны и загружены в ГАЗ-66. Паспорта сданы и оставлены на регистрации. Мы готовы в путь! Скорее в горы! Заброска на машине была довольно веселая, мы ехали по жаркой, ветреной и очень пыльной дороге, общались и замечательно провели время. Позже мы должны будем разделиться на три группы, которые работают в разных районах массива и встретятся снова только в конце экспедиции.
Машина довезла нас до конца дороги, далее мы распрощались с остальными группами и наш путь к пещерам и месту лагеря должен был пролегать через непростые горы и длиться два-три дня. Перед заброской нам сказали, что ограничение по весу 16 кг. Не понимаю, как можно уложиться со всем снаряжением и вещами всего в 16 кг, и мне честно это не удалось :). Возле машины нас ждали ослики, правда они были не так рады видеть нас, как мы их.
Было очень жарко и пыльно, но девочкам там нельзя ходить в маечках и шортиках, поэтому пришлось надеть штанишки и кофточку, а все остальные части тела намазать кремом от солнца и закрыть арафаткой.

Наша задача была выбрать себе осла посимпатичнее и бежать рядом с ним, чтобы он никуда не свернул, не упал (в прошлых экспедициях ослики падали с тропы, сами калечились и разбивали генератор). В сложных местах приходилось их поддерживать и помогать переходить скальные участки тропы. А еще их нужно считать периодически. Потому что в одной из экспедиций при заброске, одного осла украли прямо с тропы вместе с вещами (хорошо в вещах был паспорт и местным пришлось вернуть осла, потому что без паспорта были бы большие проблемы в этой стране)
В первый день мы прошли довольно много. Но вместе с осликами это было не сложно, они несли большую часть груза, мы несли только ценный груз, который можно разбить.

Далее наш путь становился более крутым и ослики дальше не могли с нами идти, мы погрузили все на себя и стали подниматься все выше и выше, к большой скале, высотой более 350 метров, под которой должен стоять наш лагерь. Там был родник.

Те у кого не было горной болезни и хватало сил, делали по несколько ходок с вещами наверх и в этой экспедиции у нас получилось заброситься за два дня, хотя вторая часть пути была довольно крутая и достаточно сложная в прохождении с большим количеством груза. И вот мы в лагере.

Высота 3100 м. И очень красивый вид из палатки, но по утрам очень жарко. Ребята решили облегчить нашу ношу и не взяли общий тент, поэтому утром от палящего солнца прятаться было некуда и мы “загорали”.

Поставив лагерь, пошли смотреть окрестности, потому что в ближайшее время должны были уйти глубоко под землю, и очень хотелось насладиться теплотой и красотой наземного мира.

Нас манила и удивляла огромная стена, мне казалось, раньше я таких не видела, под горой в некоторых местах лежали разбитые самолеты, следы древней навигации.

Поставив лагерь, и осмотрев красоты на поверхности, мы собрали транспортные мешки, личные вещи, палатку, спальники, пенки, гидрокостюмы, восходительное снаряжение и еще много всего и отправились в пещеру. Жить мы там планировали 11 дней.

Пещера Дарк Стар. Я много про нее слышала и очень хотела в нее сходить. Путь к ней пролегал сначала минут 40 по тропе, до начала подъема по скале, а далее метров 150-200 подъема по веревке.

Вход в пещеру большой и просторный. Первые метров 200 хода ледяные и очень красивые, снежные и ледовые колонны, натеки и снежинки. В какой–то момент выходишь в другую часть пещеры из-под огромного ледника и далее начинается уже другая пещера, не намного теплее, но уже без льда.

Почему-то парни сказали – будем жить под землей в гамаках. Мне вот эта идея не понравилась еще на поверхности. Я помню когда-то спала несколько раз в гамаках просто днем и потом, просыпаешься и такое чувство, что не спал в нем, а боролся за выживание. А спать в пещере в гамаке мне казалось вообще геройством (мокро, холодно, темно, неровно, не выспался…и как дальше жить). Парни сразу сказали, палатку поставить там негде и площадку построить мы не сможем, потому что там не из чего строить… Я немного загрустила, но не поверила, ни разу еще не было такого, чтобы в пещере негде было поставить палатку. Место есть всегда. Главное упорство и желание, поэтому я на всякий случай взяла с собой пол-литра коньяка и попросила взять палатку, а гамаки если что положим под пенки, чтобы было мягче  и по дороге к лагерю мечтала о теплой палатке и комфортном лагере. И вот прошло двое суток спуска, и мы на месте, сначала пещера была комфортной, но мне все время было холодно, я сначала думала, что это акклиматизация, но потом когда в какой-то из выходов я одела под гидрокостюм пуховку и не вспотела, я поняла, что в пещере таки очень очень холодно. Так я еще нигде не мерзла. И после этой экспедиции, экспедиция по исследованию пещеры Нахимовской, показалась очень теплой, и даже ныряние в сифон, без забытого дома оптюратора, показалось теплой ванной. Клип про эту экспедицию можно посмотреть тут

Первая часть пути была по красивому и приятному меандру, далее такое впечатление, что попадаешь совершенно в другое измерение, становится намного холоднее, дорога достаточно не проста в ориентировании и много подъемов и спусков в глубоких и широких меандрах совершенно без страховки. А это и весело и грустно, но чаще страшно! И вот мы именно на том месте, где ну никак не поставить лагерь. Зал небольшой и по нему течет ручей. Пол-литра коньяка на четверых, один молоток, 8 рук и два часа времени и комфортный подземный лагерь палаточного, а не гамачного типа в Перламутровом зале был готов.
За 11 дней нашей подземной жизни произошло много всего интересного. Было несколько выходов в новую часть с восхождениями. Леха поднимался в большие колодцы с неимоверной скоростью, я стояла внизу и мысленно его страховала и молилась, чтобы он не упал, потому что даже страшно было подумать, что будет, если это произойдет. Мы шли по ходу все выше и выше и с каждым днем все дальше и дальше, мерзли достаточно сильно. Потому что в гидрокостюмах ходить было неудобно в узких меандрах, а без гидры намокаешь почти сразу, и дальше идет борьба за выживание, а не исследование и поиск чего-то нового и зовущего. Через три дня нашей подземной жизни к нам должны были придти друзья, мы приготовили еды и очень их ждали. День, вечер, ночь … их нет… ночью мы проснулись, посмотрели на часы – три ночи - никого, а по нашим расчетам они должны были придти еще в 22 часа. Утро, так никто и не пришел. Мы очень надеялись, что все будет хорошо, но проснувшись, позавтракали, собрали аптеку, спальник, пенку, примус и остатки бензина и пошли искать друзей. Через полтора часа пути мы нашли в узком меандре два транспортных мешка, по ним мы определили, что борьба с мешками имела место (в мешках было рассыпано кофе и мешки были в печальном состоянии), а вот борьбы за жизнь не было. Теплые вещи друзей были сухими и чистыми и лежали рядом с мешками в меандре. Мы забрали мешки и вернулись в лагерь. На следующий день друзья взяли тех, кто знал дорогу и пришли к нам в гости. Мы были рады.

За все время в подземном лагере мы взошли более 150 метров по вертикали и отсняли более полукилометра ходов вверх по ручью от колодца с названием ”Скалодром”. Топосъемка в этом волшебном и холодном месте была особенная. Мы же сильные и конечно же никто не скажет, что замерзает и хочет в лагерь, топосъемка же делается медленно нудно и долго, и не спасает ни пуховка, ни еще теплый взгляд напарника и только когда ты говоришь: “Штурман приборы?”, а напарник отвечает тебе уже в пятый раз, но не может четко это сказать, ты смотришь на него и видишь что он уже синеет, и понимаешь - тааааак пора срочно в лагерь, на сегодня хватит. 
А потом один из нас заболел, непонятно чем, с температурой 39, но мы ему об этом не говорили… все посмотрели на меня и сказали, лечи и ушли на очередную смену-топосъемки. Че с ним делать и от чего лечить я не знала, поэтому сразу стала лечить от всего от чего умела, потому что скоро на поверхность выходить, к теплу и солнцу, и очень хотелось, чтобы он туда пошел сам, а не тащить его в этих высоких и стремных меандрах, известными для нас способами, но не удобными для команды.
Ребята вернулись со смены, из-за холода и долгой смены у них в пикетажке даже получился азимут 400, но это было уже не так важно.
Завтра наверх, прошло 11 дней подземной жизни и поэтому на поверхность к солнцу очень хотелось. Мы были все бодры и готовы к очередной борьбе с мешками, меандрами, холодом.

И оно того стоило! Вышли на поверхность ночью, выйдя из холодной части пещеры мы в большой трещине выхода увидели огромную луну и теплое дуновение ветра в лицо, это было незабываемо, мы сели рядом с друг другом и полчаса смотрели на луну и звезды, каждый мечтал о чем-то своем и было просто хорошо. Жаль, что наши фотоаппараты не смогли запечатлеть этот момент, но он навсегда остался у нас в сердцах.
Наша замечательная подземная команда – Перламутровые, нас так назвали по названию зала в пещере, в котором мы жили.

В то время, пока мы были под землей, наши друзья работали в еще одной пещере и шли нам навстречу, и как оказалось потом, по карте, мы могли встретиться. Но нам просто не хватило нескольких дней, но мы были рядом и в той пещере они нашли вот таких птеродактилей какой-то доисторической эпохи

И вот наша команда снова в сборе в поверхностном лагере.

Заряжаем наши гаджеты от палящего азиатского солнца, рассказываем разные истории, что и с кем произошло за эти дни пока мы были все не вместе и готовимся в сброске, не менее тяжелой, чем заброска.

Сброска оказалась намного сложнее, чем казалась вначале, перестирав все мешки, мы собрали в них вещи и стали переносить наш груз к месту, откуда нам уже могли помогать ослики, но туда путь пролегал по очень крутому спуску, с тяжелыми рюкзаками там очень сложно спускаться. В какой- то момент помню - музыка в плеере, потом полет, два раза видела небо и свои ноги вверху, и когда остановилась, увидела бледные лица друзей, наверное, полет был красивый, но Че сразу бледенеть-то?. Друзья помогли встать - вроде целая. Все хорошо. И тут один друг говорит – Ли, ты разбила телефон. Я подумала – спасибо господи, что взял деньгами :) (телефон был на тот момент совсем новый и мы его брали на самое дно пещеры, чтобы слушать музыку и парни за него переживали, теперь он обновился, но лучше пусть телефон, чем ножка или ручка, если бы не его железный корпус, была бы печалька с рукой). Через 20 метров спуска я поняла, что сломала свою оранжевую палочку при падении.

Потом была ночевка в лагере по пути и пришли ослики, всю ночь они ходили возле палаток и громко кричали, поспать особо не удалось, поэтому я большую часть ночи просидела возле костра, смотря на ту высокую и мощную стену, под которой мы еще вчера пели песни у костра и прощались с ней до следующего года.

Второй день сброски.

После сброски мы поехали в село. Очень колоритное. Единственное что девочкам там ничего вообще нельзя, даже ноги помыть, никуда ходить, все время одет, весь в пыли, жаре и без душа, это была почти пытка, несмотря на то, что кормили вкусно, я мечтала о душе. После гор, пещер и пыльной машины… я вспоминала лагерь на Вороньей в Абхазии, как в прошлом году выйдя из пещеры нас очень вкусно накормили и сделали баню и каждому нагрели по ведру воды, представляете – целое ведро горячей воды после двухнедельного путешествия под землей и баня из полиэтилена.

В этом селе мы пошли смотреть на закат на гору. Село находится в долине и чтобы можно было чем-то кормить скот, около 150 лет назад в скале вырубили и построили проход для того, чтобы местные жители могли выгонять скот по тропе на пастбища на горе. Дорога получилась замечательной и теперь оттуда ослики носят бревна и дрова для приготовления пищи. А коровы и овцы ходят за травой.

Закат был красивый.

А потом мы разъехались по домам. До свиданья горы и пещеры, мы обязательно еще вернемся, вы часть нашей жизни и мы без вас не можем. У вас остается часть нашей души.

А потом было день рождение в Питере и случайно вместо дома я уехала в поездку в Карелия, но это уже совсем другая история. 

Ролик про экспедицию в Азию можно посмотреть тут

Официальная часть 
24. Spitaleri Giuseppe - Италия
25. Rinaldi Alessandroi - Италия
26. Gianluca Selleri - Италия

В этом году работы велись по трем направлениям:
1. На хребте Ходжа Гур Гур Ата были продолжены исследования новых частей в пещере Дарк Стар, осмотрены входы на стене в районе базового лагеря, осмотрена пещера Исетская, на предмет поиска ее продолжения в сторону Дарк Стар.
2. На Чульбаире было продолжено исследование пещеры ЧБ-15, начатое в 2015 г.
3. В пещере Бой-Булок велись работы в верхней его части (в меандре на отметке +150 и вверху колодца +222).

Результаты экспедиции:
1. На хребте Ходжа-Гур-Гур-Ата
В пещере Дарк Стар на глубине –450 метров недалеко от ПБЛа продолжено прохождение системы Лесостепь, открытой в прошлом году. Пройдены верхние этажи системы, отснято 350 м. Совершено восхождение в дальней части, пройдена галерея длиной более 300 м. Направление галереи – вход R-20 на стене.
В пещере Дарк Стар установлен ПБЛ в Перламутровом гроте на глубине –600 метров. Пройдено и отснято около полукилометра ходов вверх по ручью от Скалодрома.
Также в пещере в районе ПБЛ Готика был найден ход Атлантида с двумя ранее не отмеченными водотоками. Длина новых ходов - более 150 м.
Совершено восхождение к входу на стене в районе репера №16, что привело к открытию новой пещеры, которую назвали Регистан, т.к. пещера содержит большое количество песка и располагается в центральной части исследуемого нами участка стены. Пещера имеет три входа, длина составила 1300 м и глубина 190 м. Пещера развивается в сторону дальней части Дарк Стар (грот Перламутровый). За 100 метров до соединения с Дарк Стар основной ход полностью перекрывается кальцитовой натечкой.
В пещере Исетской совершено восхождение в боковой галерее недалеко от входа. Далее идет узкий меандр, по которому пройдено более 60 м, меандр продолжается вглубь массива.

2. На Чульбаире
Продолжены работы в найденной в прошлом году на стене пещере ЧБ-15 с высотой входа 3540 м. В пещере после серии узостей, очень сложных для прохождения вертикальных меандров и колодцев, исследователи попали в широкую галерею с водой. Всего в пещере отснято 640 м ходов, длина отснятой части пещеры достигла 1089 м, а с учетом пройденной, но не отснятой галереи превысила 1400 м, глубина отснятой части составила 234 м, а с учетом пройденной галереи около 300 м.
Неподалеку от входа ЧБ-15 также на стене были найдены три новых пещеры, две первых находятся в одной вертикальной щели на расстоянии около 15 метров по вертикали и скорее всего, соединятся практически сразу. Пещера номер три оказалась самой интересной, предварительное название ЧБ-17- имеет большой треугольный вход со стены, высотой 3,3 и ширина основания около 2 метров, пройдена около 50 метров широкого хода, заканчивается колодцем заросшим льдом и мощными ледяными сталагнатами (единственная пещера со льдом на Чульбаире).
В сае, под которым развивается пещера ЧБ-15, найдено две пещеры – Медвежья, с лежками и черепами медведей, пройдено около 50 м, и небольшая пещера меандр длиной ходов около 30 м. Обе пещеры продолжаются.

3. В пещере Бой-Булок
На +150 пройдена новая галерея длиной около 500 м, которая идет вверх по направлению к стене и заканчивается локальным сужением.
Проведены работу по уточнению местоположения подземных ходов относительно поверхности при помощи электромагнитного излучателя и GPS навигатора.

В результате экспедиции открыто 5 новых пещер и пройдено более 4 км новых ходов (2740 м отснято).

Выражаем огромную благодарность Александру Пластинину за финансовую поддержку, Игорю Лаврову и Сергею Валуйскому за предоставленное техническое снаряжение, а также: Садыку Джураеву, Национальной компании Узбектуризм и Туристической компании «Asia Adventures» за поддержку на территории Узбекистана. Исследования пещер в этом районе в 2017 году будут продолжены. Азия ждет… (Руководитель экспедиции - Вадим Логинов)

Лилия Киосева, президент спелеоклуба ”Свой путь”